Принцип спортивной школы – старшие передают свой опыт младшим
Вспоминаю свои детские годы, когда сам занимался в теннисной секции. Это были далёкие доперестроечные времена, когда ещё не знали что такое “корзина”, “спарринг” и “индивидуальные занятия”. На тренировку мы приходили с двумя мячами “Ленинград”. Один, стёртый до резины, был для игры на стенке. Другой, далеко не новый, но с остатками полотна – для игры на корте. Кроссовок тогда не было и играли мы в кедах, которые покупали раз в две недели в “Спорттоварах”, поскольку стирали до дыр. Впрочем, о чудесах того времени можно рассказывать долго и это отдельная история.
Я хочу остановиться на другом. Когда мы приходили на тренировку (а приходили мы за минут 30-40 до начала, поскольку у нас была уйма всевозможных игр, которые мы сами придумывали), мы наблюдали как занимались старшие ребята. Они были наши кумиры: полет мяча был настолько быстрым и глубоким, подачи такими сильными, а укороченные умирающими, что наблюдать за их игрой было одно удовольствие, ну а уж поиграть на одном корте – заветной мечтой.
Иногда тренер просил кого-то из старших задержаться и поиграть с ребятами из нашей группы. Конечно, такой чести удостаивались не все, а только лучшие. Несколько раз такая удача перепадала и мне (не потому что я был лучший, просто наши первые номера уезжали на соревнования в другой город :). Я помню, готов был разбиться в лепёшку, но вернуть мяч на ту сторону, за 15 минут я уставал как за два часа обычной тренировки. После таких, как это сейчас называется “спаррингов”, я начинал тренироваться с двойной самоотдачей и мой уровень поднимался на следующую ступеньку.
Уже много лет спустя, я понял, что и те старшие ребята, которых просили позаниматься с нами, получали для себя важный опыт. И не только в плане тенниса, получив задание возвращать мяч строго в заданную точку из любых положений, но и в плане психологическом – им оказано доверие быть немного тренером, их уровень мастерства такой, что позволяет передавать свой опыт другим. Всё это повышает самооценку и позволяет подняться на ступеньку вверх в ментальном плане.
Возвращаясь в нашу реальность, хочу поблагодарить Колю Федотенко, Василия Косьяненко, Диму Булыгина, Вову Букина, Василия Никитина, Диму Кураксина, Макара Смолякова, Влада Серафимова за помощь при проведении тренировок, за участие в процессе обучения юных теннисистов в Теннисном Центре. Моё мнение – такая передача опыта от старших спортсменов младшим полезна всем и является одним из основных принципов спортивной школы.